ПредыдущаяГлавнаяСерияСледующая
журнал «ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. Дизайн» («ЛА.Д»), №2 (05), 2004 г.
«Вода, вода, кругом вода…», статья Е.Гухман, фото автора

«…вода, отражающая и преломляющая все, включая самое себя,
меняющая формы и материалы, иногда бережно, иногда чудовищно».
Иосиф Бродский

Вода – это магическое зеркало, подаренное нам природой.  В нее хочется смотреть, не отрываясь, смотреть бесконечно… В ее изменчивой глади отражения меняют свои формы, превращаются в неожиданные, волшебные, фантастические образы – растворяющиеся и ускользающие… Надо только поймать мгновение чуда. И всегда иметь под рукой фотоаппарат, чтобы поделиться увиденным с другими.

Говоря об идеальной гармонии воды, города и человека, мы в первую очередь вспоминаем Венецию, расположенную в обширной лагуне на многочисленных островах, связанных между собой каналами. Особенно хорош Большой канал, охватывающий петлей весь город. Это роскошная широкая улица, на которую обращены парадные фасады величественных венецианских палаццо. Романтичные каналы с живописными мостиками, небольшие уютные площади, узкие улочки, звуки аккордеона, песни гондольеров стали символами Венеции, придающими ей неповторимое очарование. Но главной особенностью города на протяжении веков остается удивительное созвучие архитектуры и воды, «удваивающей, умножающей, тиражирующей чудо. Иосиф Бродский называл Венецию «гигантской акварелью», ее водную гладь - «гигантским жидким зеркалом». В этом городе глаза человека «покоятся на отраженных палаццо, «шпильках», гондолах, … опознавая самих себя в стихии, вынесшей отражения на поверхность бытия». Другой поэт, Борис Пастернак, вспоминал о Венеции так:  «…город стоял передо мной, и круги, и восьмерки его отражений плыли и множились, разбухая…»

Созвучны с Венецией и два других замечательных город - старинный Амстердам  и наш более юный, Петербург. Неслучайно и тот и другой часто называют Северной Венецией.

Амстердам выглядит жизнерадостным и деловитым. В нем почти нет помпезных зданий и сказочной роскоши. Центр города охвачен тремя полуовалами каналов, пересекаемых рядом узких радиальных рвов и проходов. Они образуют множество мелких островов, связанных между собой мостами.  Прямо от воды поднимаются трех - четырехэтажные дома с мощными стенами, сложенными из красного кирпича. Изысканно элегантные фасады особняков, отличаются четкими, ясными формами, с высокими окнами, крутыми островерхими фронтонами. Силуэт городаразнообразят церкви, высящиеся над домами, словно дозорные башни.

Образ Петербурга более монументален и величественен. Парадные архитектурные сооружения эпох барокко, классицизма, эклектики и модерна дополняют гранитная монументальность набережных, широкая водная гладь Невы и зеркало каналов.

Образ Петербурга неотделим от романтичных садово-парковых ансамблей его пригородов, в которых архитектура гармонично сочетается с природой, ландшафтом, водой. Живописный пейзажный парк Павловска включает холмистые берега реки Славянки, с перекинутыми через нее мостиками, солнечные лужайки, затененные деревьями пруды, темные заросли леса, молодые рощицы, искусно включенные в пейзаж павильоны, мраморные и бронзовые статуи, белокаменный, увенчанный зеленым куполом дворец.

В Александровском парке Царского Села многочисленные озерки соединены узкими каналами. Парковые павильоны, мосты и беседки выполнены в стиле средневековой готики или китайской архитектуры с яркими фасадами и загнутыми кверху крышами.

В праздничном ансамбле Петергофа, дворец Марли - простое, лаконичное во внешнем убранстве здание в форме куба с шатровой кровлей. Но, глядясь в зеркало пруда, он становится поистине волшебным.

В отличие от Венеции, Амстердама и Петербурга, Москву не назовешь городом на воде. Однако Москва-река, Яуза, малые реки и пруды вносят в ее облик необычайно привлекательные черты и, конечно, отражают все, что находится рядом - башни  монастырей, соборы, городские усадьбы, высотки и обычные дома. Кстати, именно московские улицы помогли разглядеть чудо в самых обыкновенных лужах. Оказывается, они тоже могут превращаться в экран, отражающий и преображающий реальность. Совершенно особое звучание приобретают московские новостройки – в воде они как бы становятся старше и мудрее,  покрываясь патиной веков. Не случайно Иосиф Бродский называл воду образом времени. Взгляд сквозь нее показывает, сколь иллюзорен и неустойчив мир вокруг нас.

Поверхность воды – это живописное полотно, создаваемое природой, где живописными средствами служат ветер, льдинки, опавшие листья, тополиный пух… Они формируют ускользающие метафоричные образы; иногда прозрачные и таинственные, иногда динамичные и экспрессивные. «Картины» на воде - это живопись во всем многообразии ее направлений: импрессионизм, пуантилизм, футуризм, абстракционизм и другие, названия для которых, возможно, еще не придуманы.»