Из статьи Аси Асеевой «Лужа как источник вдохновения»
в газете «Арт-информ», Коломна, №4, апрель 2003 г.
ПредыдущаяГлавнаяСерияСледующая

“Цифра семь - хорошая цифра. На этом сходятся многие нумерологи. Может, поэтому после шести московских (первая выездная, но седьмая по общему счету) эту свою выставку в "Лиге" архитектор Евгения ГУХМАН посчитала одной из самых удачных.

А началось все три года назад, и не на родине, в России, а в Голландии - стране тюльпанов, мельниц и волнительных отражений в старых каналах северной Венеции.

Стечение обстоятельств всегда замечательно тем, что в нем смыкается случайность события с фатальной предрасположенностью к нему. Вдохновитель выставки Е. Гухман в арт-галерее "Лига" - московский фотохудожник Владимир Лагранж. Год назад Лагранж случайно набрел на выставку, которая оказалась совершенной противоположностью тому, что он увидел в тот же день на семинаре западной фотографии в Пушкинском доме. Вот как он сам рассказал об этом на открытии выставки Евгении Гухман в нашем городе: "...не высидев той лекции (семинар по западной фотографии. - А. А.), я ушел оттуда в немыслимо плохом настроении. Это благо, что территория Пушкинского дома расположена недалеко от Фотоцентра, куда я заглянул. Еще не зная Жени лично, я увидел на стенах фантастические работы и подумал, что не все потеряно в области фотографии. Западная фотография - фотография страха, ужаса, шока. Может, там бездарные фотографы? Не знаю, но они привлекают внимание к себе через эпатаж, забывая о том, что человек все-таки склонен видеть прекрасное. Один видит больше, другой меньше, но тем не менее по жизни нас ведет красота... Вмешательство ветерка, который колышет поверхность воды, создает совершенно необыкновенную воздушность. Он вроде бы меняет архитектурные формы, но появляется нечто, что очаровывает..."

"Мост в бесконечность" - сочетание дрожащей дуги мостовых перекладин, совершенно исчезающих в запредельном пространстве, порожденном водной рябью. "Средь воды и камней" - Соловецкий  храм, где его отражение соседствует с камнями - то ли лежащими на воде, то ли летящими в небе как тяжелые, странно маленькие облака. Венецианская башня среди итальянского тепла странным образом разбита на подводные ледяные плиты, а старый дом рано утром взмахивает ресницами навесов, защищающих от яркого аппенинского солнца окна-глаза. Отражения дрожат, размываются, распадаются, дробясь в водной ряби. "Архитектура - это застывшая музыка". Какое старое выражение... Натянутая струна тоже застывает до момента прикосновения - человеческой руки или чего-то иного, способного извлечь из нее звук. Так, порыв ветра, пройдя по водной ряби, извлекает из застывших стен, окон и крыш философию зыбкого, как бы напоминая о том, как  неустойчиво и подвластно времени все - даже многовековые постройки, вознесшиеся когда-то по человеческой воле и способные пережить на века даже собственного создателя.

Отражения архитектурных сооружений Москвы, Венеции, храмов Соловецких островов - все они далеко друг от друга на карте, но в созданных художницей-фотографом образах одна идея: устойчивость бытия - такая же иллюзия, как незыблемость этих каменных, кирпичных, известняковых и мраморных стен…

Когда Евгения делала первые снимки как архитектор, при ней всегда был фотоаппарат - инструмент, сопутствующий профессии. Тогда, в Голландии, ее вдохновили отражения в каналах. Не найдя в Москве подобных водных гладей, она с не меньшим успехом воспользовалась зеркальной поверхностью иного рода, увидев московские высотки, краснокирпичные заводские стены и дома в обыкновенных лужах. Лужа стала экраном, где происходила та же трансформация незыблемого в иллюзию. Но, по словам Евгении, ей всегда важен объект, отраженный в луже, а не лужа, где он отражен.

Евгения Гухман работает с обычной пленочной фототехникой "без дальнейших фокусов" современной доработки, максимально приближаясь к тому, что ежедневно демонстрирует природа. "Ветер, льдинки на поверхности воды, снег, пух, брошенные сигареты - это не пугает, просто добавляет монтаж за счет случайных и природных явлений..." - говорит автор экспозиции».